Пелам Гренвилл Вудхаус: Как мальчик, боявшийся тетушек, стал «королем комедии» в британской литературе.
Вудхаус, подаривший миру истории о Берти Вустере и его камердинере Дживсе, вовсе не был беззаботным аристократом, швыряющим деньги направо и налево, как большинство персонажей его книг. Литература была для него скорее способом спрятаться от действительности, отвлечься от событий, которые причиняли тревогу и страдания.
Почти сирота
Будущий писатель родился в 1881 году в городке Гилфорд в графстве Суррей на юго-востоке Англии, но вскоре был увезен в Гонконг, где его отец служил мировым судьей. Пелам Гренвилл Вудхаус был назван в честь крестного отца, но в раннем детстве ничего, кроме «Плам», из своих имен выговаривать не умел, отчего это прозвище закрепилось за ним на всю жизнь. Плам был третьим из четырех сыновей Эрнеста и Элинор Вудхаус, которые почти не участвовали в воспитании своих детей, оставляя их на попечение многочисленных родственников.
В двухлетнем возрасте Вудхаус вернулся в Англию вместе со старшими братьями, чтобы провести без родителей и в окружении тетушек ближайшие несколько лет. Из десятка теток, приходившихся Пеламу родней, две оказали на его жизнь, во всяком случае, на творческую, особое влияние: это тетя Мэри, ставшая прообразом властной и устрашающей тети Агаты, и тетя Лули (Луиза), подсказавшая писателю образ обаятельной и веселой тети Далии. Дядюшки в окружении Вудхауса тоже присутствовали, но их влияние оказалось куда скромнее, что также нашло отражение в книгах.
Родословная Вудхауса восходит к 11 веку. Его предки были в родстве с Анной Болейн и Елизаветой I, а также архиепископом Кентерберийским. Этот факт пригодился позже при создании образа Берти Вустера, гордившегося тем, что представители его рода прибыли в Англию «вместе с Вильгельмом Завоевателем».
С 10 лет Пелам был отправлен на обучение в Малверн-Хаус в графстве Кент, нелюбимую школу, которой не раз еще достанется на страницах его произведений. Другое дело – колледж Далвич, где Вудхаус вместе с братом Армином учился позже и о котором сохранил самые теплые воспоминания.
Литературная карьера
Жизнь вдали от родителей, особенно от матери, наложила отпечаток на характер писателя, биографы Вудхауса утверждают, что ему был свойственен страх перед женщинами, недоверие к ним. Сам он воздерживался от оценок своего детства, разве что давал их в привычной шутливой манере: отец, по его словам, был «нормален, как рисовый пудинг».
Сдержанность в формулировках относительно других была вообще присуща этому представителю викторианской эпохи, как, впрочем, и многим героям его книг. «Рыцарство» же Берти Вустера не только частенько дает старт сюжету, но и вносит неповторимую юмористическую ноту в повествование, что и стало причиной особенной популярности серии.
Во время обучения в колледже Вудхаус проявил себя великолепным спортсменом – он играл в регби, крикет, выигрывал состязания по прыжкам в высоту, боксировал.
Литературный талант Плама проявился еще в раннем детстве. Его стихотворение, написанное в возрасте пяти лет, дождалось своего часа и было опубликовано как есть – с орфографией и пунктуацией оригинала. Что же касается первого гонорара за сочинительство – он был получен в 1900 году за статью «Некоторые аспекты капитанства в команде» и составил половину гинеи.
Планы отправиться на учебу в Оксфорд после окончания Далвича не воплотились в жизнь по финансовым причинам, отец не мог обеспечить оплату обучения всех своих сыновей, и Пеламу пришлось пойти работать в банк. Все вечера при этом он стал отводить литературе. Опыт банковской деятельности и вообще погоня за деньгами в ритме большого города нашли позже отражение в серии произведений о Псмите, журналисте. В этот период Вудхаус и сам начинает журналистскую деятельность, ведет колонку в журнале The Globe. Позже, посетив Америку, он пишет статьи и для Vanity Fair.
Один за другим Вудхаус пишет и публикует романы. Настоящая слава пришла к писателю после выхода в свет книги «Нечто новое», а первый рассказ из серии приключений Дживса и Вустера появился в 1915 году. С тех пор истории о чудаковатом и недалеком аристократе Берти Вустере и его мудром камердинере Дживсе стали пользоваться неизменным успехом у читателей. Вудхаус перенес на страницы книг смешную версию английской жизни – такой, какой она была в викторианскую эпоху и какой представлялась со стороны. Романы и рассказы наполнены идеями так называемого Кодекса чести Вустеров, который то и дело заводит героя в сложные и нелепые ситуации, впрочем, зачастую и помогая из них выходить. Хотя основная заслуга в распутывании сюжетных хитросплетений принадлежит, безусловно, бесстрастному и хитрому слуге Дживсу, чье лицо и манеры всегда хранят в высшей степени английскую невозмутимость, а сильные эмоции могут быть выражены лишь поднятием одной, а в трудных случаях – обеих – бровей.
Книги Вудхауса как альтернативная реальность
Имя камердинеру было дано в честь знаменитого игрока в крикет Перси Дживса. А вот Берти Вустер, скорее всего, был назван так в честь второго сына короля Георга V, принца Альберта (несмотря на то, что полное имя героя Бертрам), тихого, но забавного, чье прозвище было «принц Берти». Отец же Плама родился неподалеку от Вустера, города, давшего Бертраму фамилию.
Образы героев Вудхаус черпал из общения со своими знакомыми – в произведениях он воплотил черты и английского режиссера Джорджа Гроссмита, и лорда Мидлмена, и, в том числе, мужа своей падчерицы Леоноры. С ее матерью, Этель Ньютон, Пэлам познакомился во время поездки в Америку, в 1914 году они поженились и прожили вместе более шестидесяти лет, пережив и оккупацию, и обвинения в коллаборационизме, и устроенную в связи с ними травлю.
Несмотря на сложные для писателя военные и послевоенные годы, его популярность лишь росла, в 1974 году он стал кавалером Ордена Британской империи. В следующем, 1975 году, Вудхауса не стало – он скончался в возрасте 93 лет.
Книги Вудхауса прошли истинную проверку временем, сохранив своего читателя и в 21 веке. Место действия его произведений - тихие райские уголки сельской Англии, безмятежная природа и безупречные английские сады - сами по себе притягивают уставшего от современного ритма читателя. Да и сами персонажи настолько самобытны, что заставляют забыть о собственных переживаниях и уйти в головой в повороты сюжета.
Это бездельник-аристократ Вустер, его друзья из клуба с говорящим названием «Трутни», авторитарные тетушки и невыносимые племянники, многочисленные Мадлен, Полины и Флоренс, которые так и норовят женить на себе героя, пользуясь присущим ему «рыцарским духом» и, конечно, Дживс, который, как добрый гений, незаметно управляет всей этой сумасбродной компанией, не только решая неразрешимые на первый взгляд проблемы, но и получая явное удовольствие от наблюдения за всем происходящим – как и каждый, кто читает эти истории.
© kulturologia.ru